В этой серии текстов мы делимся нашим опытом разработки и проведения курса «Развитие проектного мышления в начальной школе», рассказываем об идее, о том, чего хотелось достичь, и каковы были результаты для участников и нас самих, с трех разных ракурсов:
– с позиции теоретика
– с точки зрения практика
– глазами тех, кто прошел этот курс.
Начало здесь: «Взгляд первый: теоретико-педагогический. Разговор с М.М. Эпштейном»
– с позиции теоретика
– с точки зрения практика
– глазами тех, кто прошел этот курс.
Начало здесь: «Взгляд первый: теоретико-педагогический. Разговор с М.М. Эпштейном»
Взгляд второй: практико-педагогический.
Разговор с Еленой Владимировной Нахапетовой, руководителем начальной ступени Эпишколы, соавтором и со-ведущим курса о развитии проектного мышления в начальной школе. О том, что закладывали педагоги Эпишколы в эту программу, что важно было донести до участников, как было организовано обучение — читайте в материале.

Елена Владимировна:
«Пожалуй, основная идея, которую нам как разработчикам хотелось заложить в этот курс, звучит так: проектная деятельность – это не просто работа над выполнением конкретных проектов в конкретно заданное время. Это процесс, которым может быть насыщена вся учебная деятельность и вообще вся школьная жизнь.
Для этого мы в Эпишколе многое делаем в плане формирования навыков и умений: с одной стороны, это развитие навыков самостоятельности, открытости, способности детей чувствовать ценность своих идей, своих мыслей. А с другой – формирование умений приложить усилия для того, чтобы реализовать идеи, довести их до результата.
Видя задачу целиком, можно распределять усилия по разным видам работы в школе: здесь мы работаем над проявлением детской инициативы, а здесь – над умением не упереться в один-единственный способ действий, а попробовать разные варианты, как можно прийти к своей цели. А здесь – над тем, чтобы справляться с трудностями, которые возникают, и не бояться продолжить работу».
«Пожалуй, основная идея, которую нам как разработчикам хотелось заложить в этот курс, звучит так: проектная деятельность – это не просто работа над выполнением конкретных проектов в конкретно заданное время. Это процесс, которым может быть насыщена вся учебная деятельность и вообще вся школьная жизнь.
Для этого мы в Эпишколе многое делаем в плане формирования навыков и умений: с одной стороны, это развитие навыков самостоятельности, открытости, способности детей чувствовать ценность своих идей, своих мыслей. А с другой – формирование умений приложить усилия для того, чтобы реализовать идеи, довести их до результата.
Видя задачу целиком, можно распределять усилия по разным видам работы в школе: здесь мы работаем над проявлением детской инициативы, а здесь – над умением не упереться в один-единственный способ действий, а попробовать разные варианты, как можно прийти к своей цели. А здесь – над тем, чтобы справляться с трудностями, которые возникают, и не бояться продолжить работу».
***
Среди материалов курса есть презентация того, как встроена работа над развитием проектного мышления в структуру всего учебного процесса двух ступеней Эпишколы – дошкольной и начальной.

Как показывает опыт Эпишколы, все начинается с детской инициативы – поэтому так важна дошкольная группа, которая целиком строит свою работу на поддержке инициативности детей.
Дальше можно проследить, какими средствами ее можно поддерживать в начальной школе: например, ежедневные «круги» —это то место, куда ребенок может принести не только эмоции и впечатления дня, но и свою идею, понимая, что как минимум она будет услышана. В дальнейшем (если идея разумна и адекватна возможностям школы 😊) ребенок получит поддержку и возможность ее воплощения, самостоятельно или при помощи педагогов, одноклассников. Еженедельные классные встречи - это возможность придумать что-то не только для своего класса, но и для всей ступени (замыслы школьных событий часто рождаются именно на таких встречах).
Учебная составляющая работает в этом же направлении: целый ряд занятий в начальной ступени выстроен в логике и формате диалогов. Их задача —вывести детей на возникновение собственных вопросов, собственных гипотез, представлений о мире, на формулирование собственного мнения и позиции.
И наконец, к самому процессу учёбы ребенок также может относиться как к собственному проекту, со всеми проектными атрибутами: постановкой цели, определением шагов для ее достижения, задействованием ресурсов для ее реализации (с ресурсами помогают окружающие взрослые – педагоги), с самостоятельным оцениванием своих же достижений.
Дальше можно проследить, какими средствами ее можно поддерживать в начальной школе: например, ежедневные «круги» —это то место, куда ребенок может принести не только эмоции и впечатления дня, но и свою идею, понимая, что как минимум она будет услышана. В дальнейшем (если идея разумна и адекватна возможностям школы 😊) ребенок получит поддержку и возможность ее воплощения, самостоятельно или при помощи педагогов, одноклассников. Еженедельные классные встречи - это возможность придумать что-то не только для своего класса, но и для всей ступени (замыслы школьных событий часто рождаются именно на таких встречах).
Учебная составляющая работает в этом же направлении: целый ряд занятий в начальной ступени выстроен в логике и формате диалогов. Их задача —вывести детей на возникновение собственных вопросов, собственных гипотез, представлений о мире, на формулирование собственного мнения и позиции.
И наконец, к самому процессу учёбы ребенок также может относиться как к собственному проекту, со всеми проектными атрибутами: постановкой цели, определением шагов для ее достижения, задействованием ресурсов для ее реализации (с ресурсами помогают окружающие взрослые – педагоги), с самостоятельным оцениванием своих же достижений.
«Сравнивать себя вчерашнего с собой сегодняшним» – пожалуй, этот месседж педагогов Эпишколы, наиболее точно отражает то, что называется «авторской позицией по отношению к собственной жизни». Это путь, в котором учёба также становится личным делом ребенка.
Елена Владимировна:
«Получается, что даже когда проектов как таковых еще нет, всю школьную жизнь, включая работу на уроках, уже можно построить так, чтобы детская инициатива была услышана, чтобы ребёнок в разных ситуациях получал опыт формирования и воплощения собственной идеи.
Из всего этого постепенно складывается то, что мы называем проектным мышлением – отношение к своей жизни как к своему проекту, способность ребенка воплощать в жизнь свои разные идеи и замыслы, как учебные, так и личные. Поэтому мы и не стремимся к тому, чтобы в Эпишколе непременно каждый день были проекты :) Но сама проектная деятельность, как способ выстраивать учебный процесс и внеучебную деятельность, пронизывает всю нашу школьную жизнь.
И на курсе нам было важно поделиться своим видением этого процесса и нашим опытом, рассказать, как у нас в Эпишколе это получается. А еще было очень важно увидеть, как педагоги из других школ к этому отнесутся, как воспримут со стороны наш опыт».
***
Как проходило обучение

Программа предусматривала и онлайн-занятия и живые встречи с практиками.
«На первой встрече участников у нас, в Эпишколе, руководитель дошкольной ступени Ольга Евгеньевна Васильевна рассказала, как педагоги работают с поддержкой детской инициативы дошкольников в логике программы «Вдохновение». Потом мы представили опыт проектной деятельности в начальной школе и то, как она встроена в работу всей ступени» — говорит Елена Владимировна.
Далее прошла серия онлайн-занятий с экспертами Института М. М. Эпштейном, Н. В. Касициной, на которых подробно разбирались такие темы, как:
А чтобы можно было наглядно проследить, как все это происходит на практике, педагоги Эпишколы пригласили гостей на одну из защит проектов в начальной ступени.
«На первой встрече участников у нас, в Эпишколе, руководитель дошкольной ступени Ольга Евгеньевна Васильевна рассказала, как педагоги работают с поддержкой детской инициативы дошкольников в логике программы «Вдохновение». Потом мы представили опыт проектной деятельности в начальной школе и то, как она встроена в работу всей ступени» — говорит Елена Владимировна.
Далее прошла серия онлайн-занятий с экспертами Института М. М. Эпштейном, Н. В. Касициной, на которых подробно разбирались такие темы, как:
- Что такое проект? Понятие проектного цикла. Способность быть автором своего жизненного проекта
- Возрастные аспекты развития проектного мышления
- Место проектной деятельности в структуре работы начальной школы
- Метод проектов в учебной деятельности
А чтобы можно было наглядно проследить, как все это происходит на практике, педагоги Эпишколы пригласили гостей на одну из защит проектов в начальной ступени.

Елена Владимировна на вопрос, волновались ли педагоги Эпишколы, принимая гостей из других школ, смеется:
«Волновались, но не очень 😊 Когда еще гостей звать, как не на защиту проектов? На первую сессию к нам пришли дети из «Горошины» вместе со своим педагогом, которая обучалась на курсе, а на вторую сессию —педагоги школы «Альва».
Это было здорово! Гости были очень внимательны к выступлениям наших детей, к тому, что они увидели на защите и вообще — в школе. Они много всего считали, заметили и потом отразили нам. Их отзывы были очень ценными!».
«Волновались, но не очень 😊 Когда еще гостей звать, как не на защиту проектов? На первую сессию к нам пришли дети из «Горошины» вместе со своим педагогом, которая обучалась на курсе, а на вторую сессию —педагоги школы «Альва».
Это было здорово! Гости были очень внимательны к выступлениям наших детей, к тому, что они увидели на защите и вообще — в школе. Они много всего считали, заметили и потом отразили нам. Их отзывы были очень ценными!».
Из отзывов участников курса:
- Я увидела единомышленников и успешный опыт проектной деятельности в целой школе;
- Ваш курс показал ещё один вариант, как сделать обучение интересным;
- Хорошая возможность перенять опыт уже работающей системы проектов, взаимодействие с педагогами с разным опытом;
- Курс помог задуматься над возможностью работы в этом направлении и структурировал имеющийся опыт и знания
- Обучение показало, кто из педагогов может быть в философии проектов. Могу ли я сама поддерживать проектную направленность в школе. Увидела картинку широко, как все должно быть пропитано проектным мышлением, чтобы проекты были действительно проектами со всей их глубиной. Для себя мы решили провести еще 1-2 встречи внутри школы, чтобы уже перенести полученные знания конкретно на нашу школу (директор Школы "Горошина")
- Курс очень расширил мои знания и представления о проектной деятельности. Много практических рекомендаций которые я уже использую в работе. Благодаря курсу, поняла как можно органично включить проект в школьную программу, о роли педагога в проектной деятельности о пользе и ценности проекта для всех учеников.
(педагог Школы "Горошина")
- С большим удовольствием слушала педагогов-практиков. Понравилась общая атмосфера на курсе, разные варианты работы, методические материалы. Очень здорово, что мы приехали к вам на экскурсию и на защиту проектов! Это очень познавательно для нас и для детей
- Для себя я выделила следующее:
(педагог Школы "Горошина")
- Ребёнок знает больше, чем мы представляем.
- Взрослый может помочь ребёнку показать, как и где можно находить информацию.
- Не всегда результат проекта соответствует ожиданиям, и к этому надо быть готовым.
- Проектная деятельность может принести больше практических знаний!
Елена Владимировна:
«Я могу сказать, что нам самим было очень интересно и полезно работать над этим курсом, рефлексируя по ходу нашу собственную практику. По сути, весь наш многолетний опыт мы запаковали сюда. Было много обсуждений по ходу разработки, мы допроясняли свое собственные понимание проектов, продумывали, как наш опыт максимально полно и эффективно включить в курс.
И еще одно значимое следствие – уже для нас самих, как школы: в ходе разработки материалов курса мы смогли подробно описать, как работа с проектным мышлением может быть вплетена в самые разные сферы жизни ребенка в начальной школе.
И глядя на это, становится очевидно, как важно самим педагогам развивать в себе проектное мышление, проектный подход к жизни – ведь научить этому детей мы можем только если сами так живем».
«Я могу сказать, что нам самим было очень интересно и полезно работать над этим курсом, рефлексируя по ходу нашу собственную практику. По сути, весь наш многолетний опыт мы запаковали сюда. Было много обсуждений по ходу разработки, мы допроясняли свое собственные понимание проектов, продумывали, как наш опыт максимально полно и эффективно включить в курс.
И еще одно значимое следствие – уже для нас самих, как школы: в ходе разработки материалов курса мы смогли подробно описать, как работа с проектным мышлением может быть вплетена в самые разные сферы жизни ребенка в начальной школе.
И глядя на это, становится очевидно, как важно самим педагогам развивать в себе проектное мышление, проектный подход к жизни – ведь научить этому детей мы можем только если сами так живем».
***
О том, как получилось применить полученные на курсе знания и опыт на практике в школе, легко ли жить в проектной логике и воплощать её в жизнь, как удается выстроить в школе проектный цикл –в следующем материале.
Продолжение следует.