21 апреля 2025 года
Междисциплинарный семинар-конференция
исследователей и практиков альтернативного образования
Альтернативное образование
как социокультурное явление
Что и как мы можем наблюдать, описывать, предсказывать
в пространствах образовательных альтернатив

21 апреля 2025 года эксперты Института Альтернативного Образования поддержали инициативу философа, филолога, культуролога Михаила Наумовича Эпштейна по празднованию Дня альтернатив.

Желая заложить традицию в этот день отмечать и День альтернативного образования, мы провели Междисциплинарный семинар «Альтернативное образование как социокультурное явление».

Михаил Маркович Эпштейн
Педагог, руководитель проекта "Институт альтернативного образования им. Януша Корчака"
В чем идея нашего семинара?
Мы предложили встретиться и поговорить друг с другом - специалистам, изучающим с разных сторон общество и его механизмы жизни и развития (и, в частности, такое общественное явление как альтернативное образование), и людям образования, создающим многообразие образовательных альтернатив на практике. В разговоре приняли участие социологи, культурологи, антропологи, философы, педагоги-исследователи, лидеры образовательных проектов, филологи, журналисты, предприниматели.

Мы видим ценность в том, чтобы попытаться посмотреть на явление под разными углами зрениями, дать слово людям, описывающим происходящее на языках разных наук, различных сфер деятельности, попробовать понять друг друга и вместе подумать над тем, что и как можно (нужно) свидетельствовать - наблюдать, описывать, предсказывать - в пространствах образовательных альтернатив.
Среди тем, обсуждавшихся на семинаре:
Социокультурные основания образовательных альтернатив
Новые традиции в образовании: новая нормальность, странное чудачество или версия возможного?
Модернизация образования. Социокультурная альтернатива
О значимости свидетельств в попытках оценить, описать эффекты альтернативного образования
Искусственный Интеллект как ученик и учитель
Образы человека в современном российском образовании
Школьный канон литературы и образовательный выбор в новой социокультурной ситуации

В ходе совместных размышлений специалистов различных дисциплин, изучающих общество, культуру и образование, проявились и некоторые гипотезы и вопросы, требующие более подробных исследований, поиска их верности или опровержений:

Альтернативное образование – это не «заплатка» на нерешенных проблемах государственного образования.
Наличие вариативности и разнообразие альтернатив - это норма жизни общества, и соответственно, образования.
Образование во многом живет по законам культуры.
И может изучаться, описываться и прогнозироваться в понятийном поле культуры.
Только языком педагогики такое социокультурное явление как альтернативное образование описать трудно.
Важно искать другой язык и, даже, скорее, всего, не столько один язык, сколько другой способ сочетания, взаимодополнения разных языков, взаимодействия специалистов различных дисциплин при описании многогранного явления.
Сопоставимы ли альтернативные практики?
Или они настолько различны, строятся на таких разных ценностных основаниях и проявляются в таких разных социокультурных условиях, что сравнивать их, искать общие основания для соотнесения бесполезно?
Семинар завершился.
Общее ощущение – разговор состоялся!
И такой жанр совместных размышлений достоин продолжения.

Впереди – этап обработки записей выступлений и дискуссий с тем, чтобы можно было их сделать доступными более широкому кругу людей, заинтересованных в совместном осмыслении происходящего вокруг альтернативного образования.

Также мы планируем обсудить способы продолжения такой общей работы.


В этом году проведением нашего семинара именно 21 апреля мы хотели еще и поздравить Михаила Наумовича Эпштейна с 75-летием!


Поздравляем и благодарим за повод собраться вместе и получить интеллектуальное удовольствие от встречи заинтересованных друг в друге людей.

Made on
Tilda