Три взгляда на Проектное мышление

Три взгляда на Проектное мышление.

В 2024 году в Институте альтернативного образования был разработан и проведен курс, посвященный развитию проектного мышления в начальной школе.

Это программа повышения квалификации для педагогов, разработанная совместно экспертами Института М.М. Эпштейном и Н.В. Касициной и педагогами частной школы «Эпишкола» под руководством Е.В. Нахапетовой.
Обучение на ней прошли педагогические команды трех питерских школ – «Морошки», «Горошины» и «Альвы».
В серии текстов мы хотим поделиться нашим опытом разработки и проведения этого курса, рассказать об идее, о том, чего хотелось достичь, и каковы были результаты для участников и нас самих.

Представляем наш опыт с трех разных ракурсов:
– с позиции теоретика
– с точки зрения практика
– глазами тех, кто прошел этот курс.

Взгляд первый: теоретико-педагогический.

Об актуальности разговора о проектной деятельности в школе, о проектном мышлении и замысле программы рассказывает руководитель проекта «Институт альтернативного образования», со-разрабтчик курса, кандидат педагогических наук, Михаил Эпштейн.

***

Лично я верю, что проектная деятельность должна стать одной из системообразующих деятельностей в школе.
Я верю в метод проектов – как метод, работающий именно в школьном образовании.
В рамках курса нам казалось важным развернуть видение того, зачем в школе нужны проекты как таковые.
На наш взгляд, участие детей в проектной деятельности – прежде всего, способ развития проектного мышления, проектного подхода к жизни. Здесь можно провести параллель с исследованиями – казалось бы, зачем нужны исследования в школе? Ведь совершенно необязательно все дети пойдут в науку и станут учеными. Но навыки исследовательского подхода, исследовательского отношения к жизни – это то, что нужно каждому взрослому человеку, который хочет быть в жизни самостоятельным и успешным.
Поэтому основной замысел нашего курса в том, чтобы школа могла выстроить определенную последовательность действий, помогая детям осваивать проектное мышление.

Почему не «проекты», а «проектное мышление»

В нашем представлении понятие «проектное мышление» шире, чем понятие «проект», и в некотором смысле даже шире, чем «метод проектов».
В самом общем смысле проектное мышление, проявляется в таких ситуациях:
  • Когда мы видим проблему или задачу и начинаем думать, какими способами ее можно решить, а не “страдаем” по поводу ее нерешимости;
  • Когда мы готовы брать на себя ответственность за наши действия и за результат;
  • Когда мы можем продумать и предложить некоторый план действий по решению нашей задачи;
  • Когда мы умеем ставить цели и видеть образ результата, к которому стремимся;
  • Когда мы умеем оценивать нужные ресурсы и привлекать их для реализации своей цели, идеи;
  • Когда мы умеем получать нужные знания для достижения результата;
  • Когда мы умеем в этом процессе взаимодействовать с другими людьми.
Что мне кажется здесь важнее всего? Понимание, что у меня (ребенка или взрослого) есть моя идея, и я готов приложить усилия, знания и ресурсы, чтобы реализовать ее, желательно до конца. С одной стороны, это про результат моих действий, а с другой – про нужность этого результата не только для меня, но и для людей вокруг.
Т.е. по большому счету, речь идет о становлении авторской позиции, авторского отношения к собственной жизни. Проектное мышление – это один из ключей к формированию такого отношения.

***

К истории «Метода проектов». Из материалов курса
К истории «Метода проектов». Из материалов курса

Любая ли осмысленная деятельность является проектом?

В моем понимании, для ребенка на определенном этапе его взросления, например, решение приобрести мороженое или приготовить себе ужин тоже может быть оформлено как проект – в зависимости от того, как ребенок к этой задаче подступится и какими средствами будет ее реализовывать. Если для него ясен образ результата, если он может выстроить план действий, а потом его реализовать – то это очень близко к проектной логике. А если это не его идея или за него сформулировали образ результата и все спланировали, а он только работает над реализацией чужой идеи – это далеко от проектного подхода.
Но еще раз важно подчеркнуть: проект и проектное мышление – не единственный способ жить деятельную жизнь. И именно поэтому мы постоянно говорим - и на курсе в том числе - о том, что проектный метод не может быть единственным методом в учебной деятельности школы. Он может быть ведущим, но не единственным. Хотя бы потому, что по своему генезису он тесно завязан на исследовательский метод, и без исследовательского подхода тоже не обойтись.

«Развитие проектного мышления в начальной школе»: узнаём, наблюдаем, пробуем сами.

Если говорить о самом курсе, он выстроен на базе двух фундаментов.
С одной стороны – теория: мы поняли, что в рамках курса мы хотим большое внимание уделить «разговорам о понятиях», о том, что такое учебный проект как таковой.
К сожалению, часто мы наблюдаем, что в школах есть тенденция упрощать это понятие: «проектами» называют множество самых разных вещей, не имеющих отношения к проектной деятельности, например, написание рефератов. Это очень грустный процесс, который приводит к тому, что у детей размывается само это понятие, и они приучаются думать, что «проектом» можно назвать все что угодно. И главное – учителя, имитируя проектную деятельность, в итоге не дают детям возможность получить реальный (и очень важный!) опыт реализации своей идеи, мечты. Поэтому нам кажется важным с самого начала заложить понимание того, в чем суть и смысл учебных проектов.
С другой – практика: при подготовке курса мы опирались на опыт начальной ступени частной школы «Эпишкола». Коллеги из Эпишколы занимаются проектами уже более 20 лет, накоплен большой практический опыт того, как можно организовывать проектную деятельность в школе. А главное – за это время проектная деятельность оказалась очень органично вплетена в весь учебный процесс школы. Одним словом, это целостный и объемный опыт, и нам было очень важно, чтобы педагоги Эпишколы могли им поделиться с коллегами из других школ.
В свою очередь, мы убедились, что у педагогов из других школ есть потребность понаблюдать за живым опытом работающей школы, приобщиться к нему. Как минимум, потому что сегодня все школы так или иначе втянуты в проектную деятельность, которая прописана во ФГОСах. И мы видим, что если ее хорошо организовать, то дети буквально меняются, у них «загораются глаза», им становится интересно что-то делать! Этот эффект учителя отмечают раз за разом.
Таким образом, замысел нашего курса был в том, что мы поделимся а) теоретическими заходами, б) реальной практикой из жизни школы. Наблюдая и обсуждая опыт учителей Эпишколы, участники курса смогут доуточнить и достроить собственное понимание проектов, что это и как с этим работать.

***

Три взгляда на Проектное мышление, изображение №3

Проекты – дело командное

Проектная деятельность во многом завязана на команды – как детские, для реализации хорошего качественного проекта, так и педагогические – для организации полноценной проектной деятельности в школе. Надо понимать, что одному учителю своими силами будет очень сложно такое развернуть, если только его класс – не закрытая, изолированная от всей остальной школы группа (и так бывает, но это редкость. А в реальности настоящие проекты как правило выходят за рамки группы, класса).
Поэтому наиболее эффективно обучаться не отдельным учителям, а командам педагогов, которые потом эту деятельность в школе смогут разворачивать.
Есть целый список задач, которые возникают, когда мы хотим выстроить деятельность нашей школы в проектном залоге. Это всегда непросто с точки зрения воплощения – по сути, необходимо отчасти переструктурировать организацию учебного процесса. И когда мы имеем дело с уже работающей школой, то надо помнить, что внедрение проектной деятельности в учебный процесс – это некоторый путь, который проходит в несколько этапов.
Именно поэтому в эту команду обязательно должен войти кто-то из управленцев школы – завуч или директор, потому что необходимо перераспределить ресурсы, часы, по-другому организовать часть учебного процесса. Ну и как минимум, он должен быть в курсе самой этой идеи, понимать ее суть и поддерживать педагогов.
И тогда проектная деятельность становится частью деятельности всей команды какой-либо ступени или даже всей школы.
Продолжение следует.
Made on
Tilda